Мой контракт на работе заканчивается 25 декабря, и чем ближе эта дата, тем больше у меня желания этот контракт не обновлять. Я пока ничего наверняка не знаю, и между делами просто пытаюсь понять, как работают разные индустрии, какие процессы там задействованы, как я условно могу быть полезна со своими навыками и какие навыки мне бы хотелось заиметь. А меж тем, пока я все это читаю и смотрю, в голове образуются новые нейровнные связи, и вот я вам сейчас кое-чего расскажу.
Пару недель назад, когда я была в Одессе впервые за 2 года, мы как-то встретились с Витей и Аней, и они рассказали, что они думают про изменения в городе. Измениний случилось вроде как не много, но вот динамика значительно поменялась, особенно после того, как летний туристический центр полностью сместился в Одессу. И вот мы сидим в каком-то новом баре, и ребята мне говорят – город растет и будет расти, но в количестве, а не в качестве. Приезжают люди из регионов и все вокруг будет затачиваться под них, их вкусы и платежеспособность. Ну и тяжело это не заметить – даже моя мама с ужасом рассказывала, что было летом на пляжах.

Возвращаясь к теме разных индустрий, я вспомнила, что меня давно интересует тема музейного опыта, и вот недавно я наткнулась на статью (далее цитата):
Я люблю читать рассылку агентства Frankly, Green + Webb. В одном из последних писем их основательница Линдси Грин рассказала почему в Beamish Museum* с входными билетами по £20 (~ 1500 рублей) ходит больше людей с низким уровнем дохода, чем в бесплатные музеи Великобритании: https://goo.gl/bE8BPR.
Об этой статье важно рассказать, так как передо мной, как и перед многими моими коллегами не раз вставал вопрос о том, стоит ли делать мероприятия бесплатными. Линдси говорит, что не стоит, ведь вопрос не в цене, а в качестве полученного опыта.
*Beamish Museum – это музей под открытым небом, посвященной жизни северо-восточных англичан в 1820-е, 1900-е и 1940-е годы. Если вы зайдете на их сайт (http://www.beamish.org.uk), то сразу поймете, почему им готовы платить деньги. Классный этнографический музей-диснейленд.
Почему люди с низким уровнем дохода выбирают платные развлечения
По словам Линдси, принято считать, что малообеспеченные семьи не тратят деньги на свой досуг. На самом деле это не так. Люди с низким уровнем дохода готовы откладывать на гарантированно классное времяпрепровождения. Именно поэтому у кинотеатров и парков развлечений нет проблем с посещаемостью.
Линдси призывает музеи отказаться от бесплатных или почти бесплатных билетов на выставки и дополнительные программы. Вместо этого стоит задуматься об опыте, который получает посетитель: достаточно ли он яркий и запоминающийся, чтобы тратить на него деньги?
Как сделать лучше вашим посетителям
Люди, редко посещающие культурные площадки, часто хотят посмотреть только на самые известные работы и узнать что-то новое. Чтобы получить расположение таких новичков, надо рассказывать простые истории о знакомых каждому вещах. Если говорить о постоянных посетителях, то до них важно доносить информацию о специальных предложениях, доступных аудиогидах и бесплатных экскурсиях, так как они могут не знать обо всех дополнительных программах и продуктах. Это поможет сделать их обычный поход в музей или театр более запоминающимся.
Так дело в цене или нет
Линдси говорит, что люди с низким уровнем дохода любят бесплатные развлечения, хотя то, на что были потрачены деньги, ценят больше. Фактически они реже ходят в музеи и другие культурные организации просто из-за страха плохо провести время. Если вы дарите своим посетителем яркие впечатления и просто рассказываете о близких каждому вещах, то они готовы платить за это деньги, что подтверждает опыт Beamish Museum.
Конечно, можно сказать “Но в Украине же все не так, и не нужно сравнивать низколюджетных британцев с низкобюджетными украинцами”, что конечно же правда. Разные реалии и культурные представления о досуге. Но вот тут мне приходит на ум, еще одна цитата отрывок, который я прочитала в интервью Роберта Макки:
— Вы как-то меняете программу своих семинаров в зависимости от того, где они проходят?
— Нет, потому что человеческая природа и человеческие отношения универсальны, они не меняются от страны к стране.
— А как же политические и социальные условия? Они-то во всех странах разные и тоже влияют на людей и их отношения.
— Человеку, конечно, приходится иметь дело с теми социальными условиями, в которые он помещен, и в разных культурах люди на эти условия реагируют по-разному, но фундаментальная природа человека, его глубинное желание найти в жизни баланс и покой, не меняется никогда. Понимаю, вы хотите верить, что ваша культура так уникальна, так не похожа на любую другую культуру в мире, что истории, написанные в России, должны быть какими-то «особенно русскими», китайские — «особенно китайскими», голливудские — «уникально американскими» и так далее. Но это же полная ерунда! Если бы это работало на практике и каждая культура была так уникальна и драгоценна, кто в России смотрел бы голливудское, французское, китайское кино? Люди во всем мире пытаются справиться со своими проблемами: личными, рабочими, государственными — и природа того, как они это делают, универсальна.
А еще приходит на ум документальный сериал, который мы как-то нечаянно посмотрели в Рождественскую ночь – My Big Fat Gypsy Wedding, которая рассказывает, про то как британские цыгане устраивают свадьбы. Обычно девочкам по 16 лет, и все чего они ждут в жизни до 16-ти лет, это свадьбы. Они приходит к дизайнеру платьев и просят “самые длинные шлейфы”, потом идут к пекарям, и заказывают “самые большие торты, что когда-либо делались” и, конечно, это все выглядит ужасно, но это стоит денег (много денег), и британские цыгане живут на пособие, и вот для них этот свадебных опыт настолько важен, что семья не жалеет ничего.
Это я к чему: ну что вообще да, я очень очень понимаю, о чем мне говорили Витя с Аней, и скорее всего даже согласна, а вообще мне даже мнения иметь не положено – я давно вне контекста, и живу в другой стране. Но когда приезжаешь в родное место спустя столько времени, кажется что тебе в глазах ползунок резкости поставили на максимум, все ощущается остро и переживается живее. И вот я смотрю на эту Одессу, которая выглядит “как-будто ее носили в кармане с ключами”, и возможно это длинный перерыв, возможно отпуск, возможно европейская зарплата, которая позволяет больше комфорта, но вот я смотрю на этот город – и очень его люблю. И я верю в то, что спрос рождает предложение, но еще я верю и в обратное.
Например, все ребята из MakeMyCake, которые первернули все и подняли Одессу и Киев вообще на другой уровень. Был ли у одесситов спрос – я не знаю, но просто Аня и Вика сделали предложение ТАКИМ, от которого уже нельзя было отказаться.

И что если и желать Одессе чего-то, то даже не то, чтобы туристы все магически куда-то исчезли, или внезапно разбогатели и начали разьъезжать по всяким другим странам, и не то, чтобы политика сменила курс, а чтобы вот появилось больше возможностей формировать вкус, и делать для людей предложения, которым сложно будет сказать “нет”. И я не знаю наверняка, но я правда верю, что тогда опыт переживания отдыха будет восприниматься по-другому, не финансово, а как опыт, который делает тебя немного лучше.

А пока посмотрите пожалуйста классическое видео, в котором цыгане много часов танцуют под техницо – это завораживает, успокаивает и дает нам всем надежду.